Средневековые убийцы

Слово "ассасин" происходит от арабского "хашшишин", что буквально означает "потребители гашиша". Это слово вошло во многие языки и означает "убийца" или "наемный убийца".

Это часть низаритской ветви исмаилитов, отличавшаяся строгой дисциплиной. Учение ассасинов было не религией, а дисциплиной ума, которая стояла над любой религией. Именно поэтому среди ассасинов не считалось грехом объявлять себя шиитом, суннитом или даже христианином, если этого требовала минутная выгода. Основой знаний были слова вождя Ордена Ассасинов Хассана ибн Саббаха: "Nothing is true, Everything is permitted" - "Нет ничего истинного, нет ничего недозволенного".

В Орден принимались только молодые люди - сильные, отважные и решительные. Члены ордена преимущественно состояли из персов. Они одевались в белую одежду (цвет невинности) и носили красные пояса (цвет крови). Они могли настигнуть жертву, преодолев самую мощную стражу и непреступные крепости. Орудие убийства ассасинов было всегда одно и то же - отравленный кинжал. Чтобы подобраться к своей цели, ассасины обычно прибегали к траверсии: они переодевались и гримировались, приобретая облик тех, кто мог получить доступ к намеченной ими жертве.

Члены ордена беспрекословно повиновались своему владыке Хасану ибн Саббаху, которого называли "Старцем с горы". Ассасины приучались им убивать ради веры. "Старец" говорил, что в сотворении мира существует 7 звеньев, и божественная мудрось открывается в каждом звене по мере продвижения к Богу. Посвященные в Орден получали на каждой ступени (звене) откровения, которые опровергают все, что он познал ранее. На высшей ступени раскрывалась последняя тайна: Царство Небесное и Ад - одно и то же. Таких посвященных называли искателями.

Орден Ассассинов располагал силой в 70 000 человек, укрепленными городами и большими материальными средствами. Он был главным противником рыцарского ордена Крестоносцев - Ордена Тамплиеров.

Центром ассасинов был Аламут - "Гнездо орла/хищника", крепость на высоте 3 км на одной из вершин Эльбурса (близ южного берега Каспийского моря, расположенная к северо-западу от иранского города Казвин в Иране), захваченная Хасаном в 1091. Но взять силой такую крепость было практически невозможно, поэтому скорее всего Хасан не захватил, а купил эту крепость в 1090 году, как говорят, за 3000 динаров по расписке, что было обычным делом в арабском мире. Ассасины распространили свое влияние на многие области мусульманского мира, создав цепь укрепленных горных фортов в северном Иране и Сирии и проводя политику тайных убийств своих врагов. К концу XI века ассасины прочно укрепились в северо-западной Сирии. Непреступной цитаделью служила им горная крепость Масйаф в горах Джебель.

Исмаилизм - течение в шиитском исламе. Они, в отличие от суннитов, не признают линию халифов, берущую начало от Абу Бакра. Истинным преемником Пророка они считают его зятя Али. Их лидером стал имам, потомок Али и дочери Пророка Фатимы, а программой - свержение суннитов и возвращение к истинному исламу через установление власти имама и единой линии ее преемственности.

16 октября 1092 года федай ("жертвующий собой", доверенное лицо руководства секты) убил великого визиря султана Низама аль-Мулька. Это был первый случай применения федая. Поводом убийства была месть Низаму аль-Мульку, который отнял у него все титулы (Хасан был министром, приближенным к Низаму) и отправил в ссылку. Когда государство было создано, Хасан велел своим ассасинам убить Низама.

После убийства Низама аль-Мулька появились поверья об убийцах, идущих на дело под влиянием наркотиков. 200 лет спустя итальянский купец Марко Поло, наслушавшись восточных сказок, красочно описал метод вербовки несмышленых юношей-крестьян в ассасины. Их опьяняли гашишем, в бессознательном состоянии переносили в "модель рая" - сад, окруженный высокими стенами, в котором гуляли райские девы. Через некоторое время юношей снова опьяняли гашишем и уносили из сада. Потом сообщали, что такая жизнь вечных наслаждений после смерти ожидает их, если они выполнят свое задание, беспрекословно будут подчиняться владыке ордена и будут готовы отдать свою жизнь, если понадобится.

Когда Хасан был кем-то не доволен, то приказывал отрубить своему верному голову. Когда приходили новички для посвещения в орден, на полу стояло блюдо с кровавой головой. Хасан говорил, что даже над мертвым повинным он мог влавствовать, даже оживить его голову. После магической жестикуляции и молитв голова открывала глаза, и она могла отвечать на все вопросы, которые задавали новички и сам вождь. Когда испуганные властью Старца новички уходили, Хасан раздвигал две половины блюда, и "мертвый" повинный, выглянув из специально проделанной в полу ямы, спрашивал, все ли он правильно делал. И, наконец, через часик голова казненного, уже на самом деле отрубленная, красовалась у ворот замка.

Ассасинам удалось убить некоторых известных рыцарей: в их числе Конрад Монферратский, Филип де Монфор и Раймонд II Триполитанский. Покушались они, хотя и неудачно, на крестоносных королей - Ричарда Львиное Сердце и Людовика Святого.

Горный Старец с удовольствием сдавал убийц в аренду местным правителям - пусть уничтожают друг друга, да еще и платят за это.

Хасан ибн Саббах не поколебался даже казнить своих собственных сыновей по ложному обвинению в неверии - только для того, чтобы показать, как мало он ценит человеческую жизнь.

Основатель Ордена Хасан умер в 1124 году, после него правил Хасан Второй (он объявил себя богом), который передал свою власть сыну Мухаммеду Второму.

В Масйаф появился новый Горный Старец, который затмил славу своего предшественника - Рашид ад-Дин ас-Синан. Его имя прогремело не только в Азии, но и в Европе. Он не побоялся взать власть в Масйафе вопреки желанию наследников Хасана. Те попробовали решить вопрос старыми добрыми методами, послав к нему своих федаев, но неудачно. Он ответил тем же, но куда успешнее. В итоге отношения между двумя ветвями исмаилитов - в Сирии и Ираке - напрочь испортились. Пиком карьеры стало убийство 28 апреля в 1192 году одного из предводителей крестоносцев - маркграфа Кондрада Монферратского, короля Иерусалима. Ассасины внедрились к крестоносцам за много лет до этого события и даже приняли христианство.

Страшный удар ордену ассассинов нанесли монголы к 1256 году под предводительством Хулагу-Хана, и сами исмаилиты в значительной части мигрировали в Индию. Исмаилиты по привычке пытались договориться с монголами о предоставлении своих услуг. Но монголы разрушили почти все исмаилитские крепости, безжалостно пребив их обитателей. Под конец пал Аламут.

Сирийские ассасины продержались дольше просто потому, что монголы не сумели завладеть Сирией. Но исмаилитов в Сирии добили победители монголов - мамлюки Египта под командованием султана Бейбарса в 1273 году. В настоящее время низариты проживают в Индии, Сирии, Ираке, Омане и на Занзибаре.


Хостинг от uCoz